Психолог
Балписова Алия Идрисовна
Педагог — психолог МОБУ «Полевая СОШ».
Образование: высшее ОГПУ
специальность: педагогика и психология
Стаж работы: 7 лет
График работы:
понедельник-пятница
8.30. — 17.00 ч.
перерыв на обед 13.00 — 14.00 ч.
Роль семьи в развитии моральных качеств подростка
Аналитический отчет 2017-2018г
Ваш ребенок много времени проводит в интернете и это Вас беспокоит?
Тогда эта памятка для Вас!
Памятка для родителей по профилактике интернет-рисков
Уважаемые родители!
Ваши дети пользуются Интернетом, и вы знаете,
насколько важно защитить их от неподобающего
содержимого и нежелательных контактов. Вы всегда
должны быть готовы помочь своим детям избежать
опасных ситуаций.
- Установите на компьютер специальные программные фильтры, которые могут блокировать всплывающие окна и сайты с определенной тематикой. Родительский контроль можно устанавливать непосредственно с помощью операционной системы и антивирусных программ.
- Создайте на компьютере несколько учетных записей. Учетная запись администратора должна быть у родителя.
- Поддерживайте доверительные отношения с ребенком, чтобы всегда быть в курсе, с какой информацией он сталкивается в сети.
- Помните, что невозможно всегда находиться рядом с детьми и постоянно их контролировать. Доверительные отношения с детьми, открытый и доброжелательный диалог гораздо конструктивнее, чем постоянное отслеживание посещаемых сайтов и блокировка контентов.
- Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить
ему тем же. Лучше вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем. Лучший способ испортить хулигану его выходку — полностью игнорировать.
- Помогите ребенку найти выход из ситуации — практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаления странички. Большинство социальных сетей и сервисов электронной почты имеют в настройках опцию «заблокировать пользователя» или «занести в черный список».
- Если ребенок расстроен увиденным или попал в неприятную ситуацию (потратил деньги в результате интернет-мошенничества и пр.), постарайтесь его успокоить и вместе разберитесь в ситуации. Выясните, что привело к данному результату — действия самого ребенка, недостаточность вашего контроля или незнание ребенком правил безопасного поведения в Интернете.
- Обратите внимание, кого ребенок добавляет к себе в «друзья», с кем предпочитает общаться в сети — с ровесниками или людьми постарше.
МУ МВД России «Оренбургское»
Объясните детям, что:
— далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете — правда.
Необходимо проверять информацию, увиденную вИнтернете.
Для тогосуществуютопределенные правила проверки достоверности информации. Признак надежного сайта: авторство сайта, контактные данные авторов, источникиинформации,аккуратность в оформлении информации, актуальность данных.
— при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями. Ни в коем случае не надо писать резкие и оскорбительные слова — читать грубости так же неприятно, как и слышать.
нельзя разглашать вИнтернете информациюличного характера (номертелефона, домашний адрес, название\номер школы, адрес электронной почты, личныефотографии , а также пересылатьвиртуальнымзнакомымсвоифото и видео.
— нельзя размещать в сети фотографии, по которым можно судить о материальном благополучии семьи, а также фотографии других людей без их разрешения.
— при общении на ресурсах, требующих регистрации (в чатах, на форумах, через сервисы мгновенного обмена сообщениями, в онлайн-играх), лучше не использовать реальное имя. Помогите им выбрать ник, не содержащий никакой личной информации.
-встречи с незнакомыми людьми из Интернета опасны. В сети человек может представиться кем угодно, поэтому на реальную встречу с интернет-другом надо обязательно ходить в сопровождении взрослых.
Рекомендации родителям по предотвращению
агрессивного поведения у детей
— Исключите агрессию из окружающего мира ребенка (наказания, сверстники, телефильмы, грубые фразы в разговоре и т.д.).
— Помогите ребенку научиться контролировать свои негативные эмоции и “выплескивать” их адекватно, без вреда для окружающих (и себя).
— Помните: взяв на себя агрессивную роль в игре, ребенок защищается от агрессии в реальной жизни, компенсирует неумение общаться, маскирует застенчивость, смущение.
— Повышайте самооценку ребенка.
— Старайтесь чаще общаться “на равных”, чтобы вовремя заметить тревожные “звоночки” и понять, чем они вызваны.
— Не наказывайте ребенка за агрессивное поведение!Агрессия с Вашей стороны провоцирует закрепление агрессивного поведения у ребенка. Попытайтесь отвлечь его, и только когда ребенок успокоится, нужно начинать разговор.
— Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делами!
(“Надо беречь природу”, — говорит мама, а позже обламывает ветки у дерева: “Чтобы не мешало на дороге”.“Драться нехорошо”, — говорит папа, но после ссоры ребенка с товарищем учит: “Надо было дать сдачи”).
— Помогите ребенку, если у него возникают проблемы в общении
со сверстниками (ролевые коррекционные игры, консультации психолога, развитие коммуникативных навыков).
За агрессию бесполезно наказывать, запрещать ее тоже ни к чему — это загонит проблему вглубь. Необходимо искать причину ее возникновения.
Работа с детьми «группы риска».
Для подростков трудности их возраста обычно носят объективный характер, и в связи с этим, их поведение является обоснованным чаще, чем взрослые об этом догадываются. Подросток нередко оказывается в жестких рамках, которые порождены субъективностью взрослых, и возникает активное сопротивление этим требованиям, реакция протеста, которая может выразится в разнообразных отклонениях поведения. Недооценка этого приводит взрослых к мысли о нарочитости, сознательном непослушании или в злом умысле подростка.
Положение взрослых более выгодно во взаимоотношениях с подростками, так как у них есть преимущество – возможность выбора линии поведения по собственному усмотрению, чего у подростка обычно нет. Непослушание у подростка принимает форму протеста, а сама ситуация — характер конфликта. Главное, что тяготит подростка в его взаимоотношениях со взрослыми – это чувство внутренней несвободы, ограничение его в деятельности. Нередко взрослые сами не в состоянии убедительно аргументировать свои запреты. Нередко решающим аргументом является то, что он старше и уже занимает какое-то положение в обществе. Часто звучит выражение : «Доживи до моих лет, а потом предъявляй свои требования» Взрослые более консервативны, чем подростки и поэтому должны допускать возможность того, что они могут быть неправыми, и надо уметь признать свою неправоту.
Причины возникновения «трудных» подростков:
- Биологические причины:
нарушения центральной нервной системы;
несвоевременная диагностика умственной отсталости;
неравномерность полового созревания;
аномалия развития мальчиков, рожденных первыми у женщин в возрасте 30 лет;
наследственная предрасположенность к отклоняющемуся от нормы поведению (алкоголь, наркомания)
- Социальные причины:
социальный статус района;
пассивность общественности;
педагогические ошибки воспитателей;
неблагополучный социально – психологический климат в школе;
стиль преподавания в школе;
трудность школьных программ;
неблагополучие семьи (напряженность супружеских отношений, потеря авторитета родителей);
воспитание детей в жестокой семье;
многодетные семьи;
- Психологические:
конфликт ролей у подростка;
конфликт уровня притязаний и самооценки;
конфликт со взрослыми;
конфликт со сверстниками;
сексуальный конфликт;
неуспех ребенка в ведущей деятельности;
неразвитость самосознания;
неадекватная самооценка;
личностный кризис;
- Комплексные причины:
общесоциальные причины;
социально-демографические причины;
социально-правовые причины;
социально-медицинские причины;
организационно-управленческие причины;
Поведенческие реакции подростков.
- Реакция эмансипации – особый тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, прежде всего родителей и учителей. Мелочная опека, наказания путем дополнительного контроля и лишение минимальной свободы лишь обостряет конфликт и провоцирует подростков на крайние меры: уход из дома, бродяжничество, прогулы, уходы с занятий.
- Реакция увлечения (хобби-реакция). Подростковые увлечения принимают иногда вид своеобразного «запоя», в них находят отражение как преходящие влияния моды так и формирующиеся склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.
- Пассивно – оборонительная реакция или реакция отказа, которая проявляется в отказе от деятельности.
- Реакция «оппозиции» — активное непослушание, дерзость, возникает как протест против непосильных требований
- Реакция компенсации – развивается при слабости той или иной физической или психической функции, которую компенсируют более развитой функцией. Реакция гиперкомпенсации – развитие слабой функции до степени совершенства.
- Реакция имитации – подражание определенному образу (например, подражание не всегда положительным телевизионным или компьютерным героям)
- Реакция группирования – стремление подростка в группу сверстников.
Типичные ошибки педагогов и родителей:
- «При уступчивости дети получают распушенное, а при постоянном противодействии – ложное воспитание» (И.Кант) При упрямстве следует оказывать подростку естественное сопротивление, но не ломать его волю.
- В конфликте между сверстниками взрослым нельзя принимать одну из сторон, так как обе, как правило, не правы, правда где-то посередине.
- Требование безусловного подчинения взрослым препятствует выработке собственной позиции.
- Расширение оценки успеваемости до оценки личности. Отличная успеваемость не означает высоких личностных качеств и наоборот.
- Нельзя захваливать и противопоставлять успехи одного неуспехам другого учащегося, так как снижается или завышается самооценка.
- Ошибкой является предъявление неверных ответов на поставленные подростком вопросы (например, в вопросах пола). Ответы должны быть правдивыми, лишь степень детализации должна быть различной.
- Нравоучения бесполезны – обращение к подросткам должно быть немногословным, грубость порождает только грубость.
- В общении с подростком не должен присутствовать поучительный уничижающий тон. Ни в коем случае не допускать публичных порицаний. Когда вербальные формы общения неэффективны, используйте невербальные, опосредованные – кинофильмы, статьи, художественную литературу, метод группового обсуждения проблем.
-
Детская агрессивность и её причины
В наши дни происходит нарастание агрессивности общества в целом и отдельной личности в частности. Агрессия «молодеет» с каждым годом. Как же помочь адаптироваться ребенку в мире, полном насилия и агрессии.
Агрессия- действия или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету. Агрессия может проявляться как физически (нанесение вреда здоровью людей, порча предметов), так и вербально, т. е. словесно (оскорбления, угрозы, унижения, преследования и др.).
Агрессия — это реакция на срыв какой-то деятельности, планов, на ограничения, запреты или неожиданные трудности
Для чего вообще людям агрессия? Иногда она выступает средством достижения какой-нибудь цели (отнять что-либо, принудить к чему-то). А иногда используется как способ самоутверждения и как защитное поведение
Столкновение же с детской агрессивностью порой вызывает у взрослых недоумение, растерянность. Обычно первое, что делают родители, — наказывают ребенка. Если проявления агрессии становятся постоянными, они могут обратиться к психоневрологу. Но проявления жестокости и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у детей каких-либо психических отклонений. Часто ребенок, сталкиваясь с неразрешимой для него проблемой, просто не знает, как себя правильно вести. Чтобы помочь ему, необходимо, прежде всего, выяснить возможные причины его агрессивности. Давайте рассмотрим их.
Основные причины агрессивности:
Усталость.
Негативное Самовосприятие.
Страх (т. н. «защитная агрессия»).
Реакция на запрет взрослых.
Требование внимания.
Так называемое «требование границ».
Социальное научение
Проявление жажды власти
Если в первых случаях такое происходит от неуверенности в себе и тревожности ребенка, то последний вариант- показатель неумения вести себя, отсутствия навыков культуры поведения, избалованности, эгоизма. Чтобы быть успешным в обществе, человек должен научиться договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции, выражать их более приемлемым способом. Это нужно развивать с раннего детства, опираясь на реальные ситуации. Чем больше уделяется этому внимания в жизни малыша, тем легче будет подростку реализовать себя в будущем. Ведь умение находить компромисс, уважать мнение других людей — неотъемлемая составляющая любой профессиональной деятельности.
Что же делать, если ребенок даже по ничтожному поводу лезет в драку?
Задача родителей заключается в том, чтобы научить ребенка управлять своими эмоциями.
Основная причина детской агрессии — неудовлетворенная потребность в любви.
Наиболее распространенными являются следующие жалобы родителей:
- Агрессия проявляется в высказываниях ребенка (угрозы, грубость, неприличные слова).
- Ребенок агрессивен по отношению к окружающим (дерется).
- Агрессия проявляется в играх ребенка.
- Агрессия по отношению к животным.
Типы агрессии у детей и способы построения отношений.
Гиперактивно-агрессивный ребенок.
Агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок.
Агрессивный ребенок с оппозиционно-вызывающим поведением.
Агрессивно-боязливый ребенок.
Агрессивно-бесчувственный ребенок.
Как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения
1.Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации.
- Родители, если не хотят, чтобы их дети были драчунами и забияками, сами должны контролировать собственные агрессивные импульсы.
- Нельзя подавлять проявление агрессии ребенком, иначе подавленные агрессивные импульсы могут нанести серьезный вред его здоровью. Научите его выражать свои враждебные чувства социально приемлемым способом.
- . Если ребенок капризничает, злится, кричит, бросается на вас с кулаками — обнимите его, прижмите к себе. Постепенно он успокоится, придет в себя.
- Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность.
- Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения.
- Необходимо устанавливать социальные правила поведения в доступной для ребенка форме.
- Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия.
- Беседовать с ребенком о его поступке надо без свидетелей (класса, родственников, других детей и др.). В беседе стараться использовать меньше эмоциональных слов (стыдно и др.).
- Надо исключить ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка.
- Надо предоставлять возможность ребенку получить эмоциональную разрядку в игре, спорте и т.д.
Как нужно вести себя родителям в случае проявления их детьми агрессивного поведения
Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей по отношению друг к другу, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это — ежедневная школа агрессии, в которой ребенок формируется и получает уроки мастерства.
Требовательный по отношению к себе родитель никогда не будет ждать от своего ребенка то, что им самим в ребенке не заложено.
Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды, но и не нужно издеваться над ребенком и необдуманно его наказывать
Требовательность должна быть разумной и доброжелательной
Тяжелые нарушения речи (ТНР)
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики. Эти дети обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Несмотря на достаточные возможности умственного развития, у таких детей возникает вторичное отставание психики, что иногда дает повод неправильно считать их неполноценными в интеллектуальном отношении. Это впечатление усугубляется отставанием в овладении грамотой, в понимании арифметических задач. Характерно для тяжёлых нарушений речи общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи вследствие этого у большинства детей данного категории наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме.
Из тяжелых нарушений речи чаще всего встречаются алалия, афазия, заикание и различного типа дизартрии.
Классификация речевых нарушений. В настоящее время в отечественной логопедии существует две основных классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая и психолого-педагогическая. Эти классификации разработаны преимущественно по отношению к первичному нарушению речи у детей. В основе клинической классификации лежит изучение причин (этиология) и патологических проявлений речевой недостаточности. Это нарушение голоса (дисфония, афония), нарушение темпа речи (брадилалия, тахилалия), заикание; дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия, нарушение письма и чтения (дисграфия, аграфия, алексия, дислексия. В соответствии с особенностями нарушений для каждой речевой патологии разработаны приемы и методы коррекционно-логопедической работы.
В нашей стране в качестве основы комплектования специальныхлогоучреждений используют психолого-педагогическую классификацию.
Дефекты речи делятся на две группы:
1) фонетическое недоразвитие, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи;
2) заикание.
У детей с тяжелой речевой патологией отмечается недоразвитие всей познавательной деятельности, особенно на уровне произвольности и осознанности; внимание неустойчивое, трудности при включения, переключения и распределения; нарушения всех свойств памяти; отклонения в эмоционально-волевой сферы.
Как помочь ребенку в приготовлении домашних заданий?
Нередко родители сталкиваются с проблемой приготовления уроков дома. С чего начинается помощь родителей маленькому школьнику в приготовлении домашних заданий?
Во-первых, необходимо оформить рабочее место ребенка (удобный стол; при необходимости, настольная лампа; расписание уроков; добрые пожелания школьнику; интересные стихотворения). У ученика должно быть личное организованное пространство, рабочий уголок, в котором он будет выполнять домашние задания. Учебники, учебные принадлежности всегда будут находиться на своем месте.
Важно объяснить ребенку необходимость приведения в порядок рабочего места после выполнения домашнего задания.
Если у вашего ребенка пока нет привычки делать уроки, формируйте у него эту привычку, спокойно напоминая об уроках, проявляя терпение. Ваше хорошее настроение будет поддержкой ребенку, вселит уверенность в собственных силах.
Приступая к урокам, пусть ребенок сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокоит ребенка, снимет тревогу. Постепенно он самостоятельно научится планировать свои действия и решать, в каком порядке делать уроки. Но поначалу вам придется позаботиться об этом.
Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков. Если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков. Но если вы заметили признаки утомления, разрешите ему отвлечься от занятий на 5-7 минут и затем вновь приступите к выполнению домашней работы.
Взрослый человек умеет контролировать себя в процессе работы, у младшего школьника такого навыка пока нет.
Выполняя домашние задания вместе с ребенком, стараетесь понять, каких знаний, навыков ему не хватает. Помогаете ему восполнить пробелы и избавиться от неправильных способов действия.
Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Постепенно учите ребенка обращаться за помощью при конкретных затруднениях. Это будет способствовать развитию самостоятельности при выполнении домашнего задания.
Если ребенок что-то делает не так, не спешите его ругать. Негативные оценочные высказывания не стимулируют умственную деятельность ребенка, а только приводят к ухудшению его эмоционального состояния.
Объясните ребенку, что выполнение уроков является очень важным делом, таким же важным как те или иные серьезные дела у взрослых.
Поддерживайте в семье атмосферу уважения к умственному труду!
******************************************
Особенности медлительных детей
В любом детском коллективе есть дети, которые занимаются и выполняют элементарные бытовые действия медленнее, чем их сверстники. В чем причина медлительности, каковы особенности таких детей? Что делать родителям и педагогам?
Медлительные дети — особая группа риска, т. к. их школьные проблемы могут быть связаны только с более медленным темпом деятельности, который связан с особенностями нервной системы ребенка. Медлительность — не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, связанная с состоянием нервной системы, особенностями организации нервных процессов. У детей с низкой подвижностью нервных процессов темп деятельности всегда будет ниже, чем у детей с высокой подвижностью.
Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней в школе.
Рекомендации родителям и учителям
При работе с медлительными детьми в школе и дома необходимо соблюдать следующие правила:
В работе с медлительным ребенком будьте терпеливы и спокойны. Не напоминайте о его медлительности, не ругайте, не стыдите его за медленный темп деятельности.
- Необходимо создать условия для работы ребенка в свойственном ему темпе. Таких детей в классе обычно трое-четверо. Можно организовать работу в малой группе. Еще лучше дать каждому индивидуальное задание.
- Не следует торопить медлительного ребенка. Он не будет работать быстрее, но будет суетиться, нервничать. При быстрой работе будет страдать качество.
- С первых дней обучения ребенок должен понимать, что оценивается не объем работы, а ее качество, Это особенно важно на начальных этапах обучения письму и чтению.
- Ограничивайте объем заданий. На проверочных и контрольных работах медлительный ребенок либо должен получать меньший объем заданий, либо иметь больше времени для их выполнения. Даже диктант целесообразнее провести с группой детей, которые медленно пишут (в этой группе могут быть не только медлительные, но и, например, те дети, которые медленно пишут из-за несформированности моторных функций).>
- Медлительного ребенка не рекомендуется в первом классе вызывать для быстрого ответа к доске или спрашивать с места (если он сам не вызывается). Для того чтобы ребенок привык отвечать, можно заранее предупредить его, важно, чтобы этот вызов не был неожиданным, т. к. ребенок может не успеть переключиться на новый вид деятельности.
- Не давайте задания с ограничением времени, соревнованием «кто быстрее» и т. п. Качество их выполнения может быть гораздо выше при работе без ограничения времени.
- Давайте медлительному ребенку время на включение в любую деятельность и самые простые ритуалы, повторяющиеся ежедневно (разложить тетради, приготовить все необходимое для чтения и т. п.). Они помогают ему успешно работать.
- Четко организуйте режим дня. Он помогает медлительному ребенку справиться с нагрузками, в определенное время включиться в работу. Учителю вместе с родителями рекомендуется спланировать режим дня такого ребенка. В первом классе следует исключить все дополнительные нагрузки.
- Необходимо сделать все возможное, чтобы медлительный ребенок не чувствовал себя виноватым и ущербным.